Мелкая моторика

Развивать мелкую моторику просто!

Развивать мелкую моторику просто!

Зачем стимулировать развитие мелкой моторики рук?

Что такое мелкая моторика мы уже знаем, если очень коротко, то — это тонкие и точные движения пальчиков ребенка.
Способов и методик развития моторики рук — очень много. Есть специальные курсы терапии, долговременные реабилитации и интенсивные занятия. Но мы поговорим не о них.

Ответ очень простой — для последующего развития речи! Одно из утверждений М.М. Кольцовой: «Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Я полностью с этими словами согласен.

Проконсультировавшись у ведущих дефектологов и почерпнув определение из постулатов по нейрологии (нейробиологии), я узнал, что мелкая моторика прямо влияет на важнейшие системы человеческого организма: нервную, мышечную и костную. Центры головного мозга, отвечающие за координацию движений рук и ног, расположены очень близко к речевому отделу. Воздействуя на моторику, косвенно воздействуем и на речь. В общем, вооружившись знаниями — перешли мы к практике.

Чем развивать мелкую моторику?

Целая индустрия заточена именно на терапию, стимулирование или развитие с самого раннего возраста мелкой моторики рук наших детей. По роду деятельности, я столкнулся и опробовал как на себе, так и на своем ребенке тысячи игрушек на данную тематику. Вариантов столько, что просто голова кругом!
Если качество таких игрушек не вызывает никаких сомнений, так как некачественные товары от производителя просто не допустят к детям, то цены могут, откровенно говоря — шокировать! Не все готовы выкладывать по нескольку десятков тысяч рублей за пару игрушек, пусть и обалденного качества.

Чаще всего, игрушки такого плана решают сразу несколько задач, а именно:

Цветопередача — разноцветные детали помогают выучить цвета, если детали игрушки будут одного цвета, они могут сливаться в однородную массу и любопытство у ребенка сразу угаснет
Геометрия — различать детали, сортируя их по типу, тоже будет не лишним. Складывать не только по цветам, но и по геометрическим определяющим
Звук — чаще всего, детали внутри имеют полости с наполнителями. Наполнители могут быть как жидкостными(с разными цветами), так и твердыми. При вращении, перемещении будет звук разной тональности
Тактильность — нервные окончания на пальцах одни из самых чувствительных в человеческом организме. Любые перепады консистенции поверхности сразу ощущаются, посылая импульсы в мозг.

Все эти параметры в комплексе и развивают все то, что нам нужно Значит нам нужно что-то неоднородное, желательно, твердое, то, что гремит и цветное…

Самое простое — самое интересное!

Кухня — просто кладезь материала на все случаи жизни! Поскребли по полкам, решили, а почему бы и нет!?
Берем любую емкость, у нас есть для этого случая простая коробка с защелкивающийся крышкой, для хозяйственных нужд. Засыпаем туда любую крупу: рис, горох, гречку. Можно перемешать (я планировал еще поужинать, так что не стал мешать) для более неоднородного наполнения.

Кладем туда предметы побольше. У нас было несколько желудей и каштанов (у всех они есть!), несколько игрушек и т.д. Получилась такая вот «песочница» дома.

Я попробовал на себе сначала — просто супер! Ребенку, на мой взгляд, большего и не нужно. Довольно острые и твердые грани здорово массируют руки. Масса получилась легче песочной, ребенок без труда сможет перебирать зерна пальцами, получая необходимую стимуляцию.

Самое главное — радости полные штаны! А еще стол и все вокруг, но то уже мелочи!

Мы дали задание: взять в ладонь крупу, поступательными движениями расположить в однородный слой на руке и по очереди, всеми пальцами, прокатывать крупинки от ладони до кончиков пальцев другой руки(на которой и лежит крупа). И так несколько раз.
Мы пробовали разную крупу засыпать, гречка показалась самой оптимальной. В меру твердой, в меру острой, в меру мелкой.*

Придумали тематическое занятие. Так как зерна лежат в коробке без дела, то кто-то их должен, клевать! У нас «живет» стайка пернатых животных, один из них и пришел на помощь.

Фигурка относительно мелкая, петух клюет зерна, а мы считаем сколько он склевал. Проговариваем сложные звуки и т.д.
На самом деле, игр можно придумать много. Мы зарывали желуди и каштаны, обратно выкапывали, считали их. Самое главное — это не скучно, ребенок с интересом и удовольствием развивается. Достаточно 15-20 минут.

В заключение хочу процитировать хорошего педагога, В.А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».